Положение о смотре-конкурсе
1.
Общие положения
1.1. Смотр-конкурс на лучший (образцовый) кабинет «Основ безопасности жизнедеятельности» (далее – ОБЖ), «Безопасности жизнедеятельности» (далее – БЖД) Республики Коми проводится в образовательных организациях, осуществляющих свою деятельность на территории Республики Коми, в соответствии с ежегодным Планом основных мероприятий Республики Коми в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.
1.2. Смотр-конкурс проводится в целях совершенствования подготовки лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, организациях высшего и профессионального образования (далее – обучающиеся) в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и направлен на выявление уровня состояния учебно-материальной базы (далее – УМБ) образовательных организаций и соответствующей подготовки педагогов и преподавателей по курсу ОБЖ и дисциплины БЖД.
2. Участники смотра-конкурса
2.1. В смотре-конкурсе принимают участие следующие образовательные организации, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Коми:
- общеобразовательные организации;
- профессиональные образовательные организации;
- образовательные организации (в том числе филиалы) высшего образования.
2.2. Смотр-конкурс проводится по следующим группам:
- образовательные организации среднего общего образования (школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты);
- профессиональные образовательные организации (техникумы, колледжи);
- образовательные организации высшего образования (институты, академии, университеты).
3. Цели и задачи смотра-конкурса
3.1. Выявление состояния подготовки обучающихся в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
3.2. Выявление уровня состояния УМБ образовательных организаций по подготовке обучающихся по программам ОБЖ, БЖД, оснащённости кабинетов ОБЖ и БЖД современными наглядными пособиями, совершенствование, развитие и наращивание УМБ, приведение её в соответствие с тематикой подготовки обучающихся.
3.3. Повышение профессионального мастерства педагогов и преподавателей курса ОБЖ и дисциплины БЖД, выявление и распространение передового опыта, новых технологий обучения по предметам ОБЖ и БЖД.
4. Порядок и условия проведения смотра-конкурса.
4.1. Смотр-конкурс проводится в два этапа:
- I этап (муниципальный уровень) проводится очно среди образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории муниципальных образований.
- II этап (республиканский уровень) проводится заочно конкурсной комиссией, созданной в установленном порядке, среди участников-победителей первого этапа.
4.2. Для проведения смотра-конкурса в муниципальных образованиях (далее – МО) республики издаётся распоряжение главы (руководителя) администрации МО о проведении смотра-конкурса (на основе рекомендуемого образца, Приложение №3), которым утверждаются:
4.2.1. Состав комиссии по проведению смотра-конкурса;
4.2.2. График проведения смотра-конкурса;
4.2.3. Оценочная таблица проведения смотра-конкурса;
4.2.4. Форма акта проверки проведения смотра-конкурса;
4.2.5. Смета расходов на награждение победителей смотра-конкурса муниципального уровня.
4.3. Состав конкурсной комиссии формируется из представителей органов управления по делам ГОЧС, органов управления образованием и работников, уполномоченных на решение задач в области ГО и ЧС других организаций. В работе конкурсной комиссии могут принимать участие члены республиканской конкурсной комиссии, утверждённые в установленном порядке.
4.4. Возглавляет конкурсную комиссию председатель (начальник органа, специально уполномоченного решать задачи в области ГО и задачи по предупреждению и ликвидации ЧС на территории МО).
4.5. Председатель комиссии организует работу членов комиссии, разрешает спорные вопросы в ходе проведения смотра-конкурса и контролирует правильность начисления баллов, рассматривает протесты на действия членов комиссии.
4.6. Комиссия для осуществления возложенных на неё задач обладает следующими полномочиями:
4.6.1. Проводить оценку состояния УМБ кабинетов ОБЖ и БЖД в образовательных организациях, представленных на смотр-конкурс, в соответствии с графиком проведения смотра-конкурса, оценочной таблицей и актом проведения смотра-конкурса, утверждаемыми распоряжением главы (руководителя) администрации МО. В случае отсутствия в образовательной организации кабинета ОБЖ, БЖД комиссией оценивается уголок ГО.
4.6.2. Подводить итоги смотра-конкурса и представлять его результаты, отражённые в актах проведения смотра-конкурса, на утверждение главе (руководителю) администрации МО.
4.7. По итогам смотра-конкурса, в соответствии с актами, комиссией определяются первое, второе и третье места по каждой группе участников путём подсчёта общего количества набранных баллов. Результаты смотра-конкурса рекомендуется подводить на совещаниях руководителей организаций образования.
4.8. По результатам смотра-конкурса издаётся распоряжение главы (руководителя) администрации МО.
4.9. Образовательные организации из каждой группы участников, занявшие в смотре-конкурсе первое, второе и третье места, награждаются в порядке, установленном распоряжением главы (руководителя) администрации МО.
4.10. Результаты смотра-конкурса направляются в Комитет по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми по соответствующей форме (Приложение № 2).
5. Основные элементы учебно-материальной базы
5.1. Кабинет ОБЖ (БЖД) предназначен для проведения занятий с учащимися (студентами) по программе предмета ОБЖ (дисциплины БЖД), а также для проведения кружковой работы во внеурочное время и самостоятельной подготовки.
5.1.1. В кабинете должны быть стол для преподавателя, классная доска, чертёжные принадлежности, указка, приспособления для вывешивания плакатов и схем.
5.1.2. Кабинет должен иметь необходимое количество технических средств обучения: персональный компьютер, проекционную аппаратуру, аудио- и видеотехнику с набором аудиозаписей, видео - и DVD – фильмов.
5.1.3. Содержание и степень насыщенности кабинетов учебными и наглядными пособиями, информационно-справочными стендами должны соответствовать действующим программам по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД.
5.2. Информационно-справочные стенды:
5.2.1. Основные стенды:
- Организационные основы ГО и РСЧС;
- Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера;
- Индивидуальные средства защиты;
- Коллективные средства защиты;
- Безопасность дорожного движения;
- Основы военной службы;
- Основы медицинских знаний и здорового образа жизни;
- Терроризм – угроза обществу;
- Пожарная безопасность.
5.2.2. Дополнительные стенды и плакаты по своему содержанию должны соответствовать тематике подготовки по предмету ОБЖ и дисциплине БЖД или отражать внеклассную работу («Орлёнок», «Зарница», «Школа безопасности», «Юный пожарный», «Юный спасатель» и т.д.).
Информативность стендов должна быть современной и достаточной для самостоятельного усвоения материала.
5.3. Учебные и наглядные пособия:
- Средства защиты органов дыхания и кожи;
- Медицинские средства защиты;
- Средства пожаротушения;
- Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля.
5.4. Учебно-методическая литература (журналы, газеты, книги, брошюры, памятки и т.д.).
5.5. Средства программного обучения и контроля знаний (компьютерные тестирующие программы).
5.6. Уголок ГО – информационно-справочный стенд (группа стендов), отражающий основные вопросы по ГО и защите от ЧС, такие как:
- Организационные основы ГО и РСЧС;
- Действия населения при угрозе и возникновении ЧС;
- Сигналы оповещения и действия по ним;
- Индивидуальные и коллективные средства защиты;
- Порядок и правила проведения эвакуации;
- Оказание первой помощи при ЧС;
- Терроризм – угроза обществу;
- Пожарная безопасность.
5.7. Стрелковый тир – помещение, предназначенное для практической подготовки обучающихся образовательных организаций в стрельбе из мелкокалиберного и пневматического оружия.
5.8. Полоса препятствий – комплекс элементов, предназначенный для проведения занятий, направленных на формирование у обучающихся образовательных организаций практических навыков в преодолении препятствий, выполнении специальных приёмов и действий, необходимых для развития моральных и физических качеств.
6. Порядок начисления баллов
6.1. Баллы начисляются согласно Методике оценки состояния учебно-материальной базы кабинетов ОБЖ, БЖД (Приложение №1).
7. Порядок определения лучшего (образцового) кабинета ОБЖ, БЖД
Республики Коми
7.1. Лучшие (образцовые) кабинеты ОБЖ, БЖД Республики Коми определяются по наибольшему количеству набранных баллов после подведения результатов смотра-конкурса в муниципальных образованиях и обобщения представленных материалов.
7.2. Лучшие (образцовые) кабинеты ОБЖ, БЖД определяются отдельно среди сельских, поселковых (в т.ч. городского типа) образовательных организаций, а так же образовательных организаций, расположенных на территории категорированных и некатегорированных городов.
7.3. По итогам смотра-конкурса издаётся приказ председателя Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми.
7.4. Образовательные организации, занявшие призовые места в каждой группе участников, награждаются грамотами Комитета по обеспечению мероприятий гражданской защиты Республики Коми.
8. Рекомендации
8.1. На базе образовательных организаций, являющихся победителями смотра-конкурса, рекомендуется проводить:
8.1.1. Учебно-методические сборы с руководящим составом ГОЧС и работниками системы общего и профессионального образования по подведению итогов работы в области ГО и защиты от ЧС за минувший год и постановке задач на новый учебный год;
8.1.2. Показные тренировки по гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций;
8.1.3. Ежемесячные инструкторско-методические занятия с преподавателями ОБЖ, БЖД, семинары с работниками образовательных организаций по вопросам гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;
8.1.4. Открытые уроки, лекции по наиболее сложным темам предмета ОБЖ и дисциплины БЖД.
Примечание: участники могут предоставлять предложения по улучшению методики оценки, организации и проведению смотра-конкурса.
Приложение №1
МЕТОДИКА
оценки (начисления баллов) состояния учебно-материальной
базы кабинетов ОБЖ, БЖД.
№ п/п/ |
Наименование показателя |
Количество присуждаемых баллов |
Отметка о наличии/отсутствии показателя |
Количественное выражение показателя (в допустимых случаях) |
Количество набранных баллов |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1. Наличие и уровень подготовки преподавательского состава |
|||||
1.1. |
Наличие штатного педагога-организатора ОБЖ, преподавателя БЖД (за каждого) |
10 |
|
|
|
1.2. |
Наличие педагога-организатора ОБЖ, преподавателя БЖД, работающего по совместительству (за каждого) |
5 |
|
|
Ваше имя: Текст комментария: Введите код: Текст комментария: Интервью
каталог организаций |