Подсказать дорогу
Профориентация. Скучное слово, но ведь выбор профессии – это очень серьезно. Ведь именно работа во многом определяет и формирует привычки, характер, образ жизни, круг общения, личные отношения. Если инженер становится водителем, а учитель продавцом, и эти несовпадения человека и профессии не единичны, то ресурсы, вложенные в их профессиональное образование, становятся ущербом как для человека, так и для государства.
В этой связи профессиональная ориентация учащихся общеобразовательных учреждений становится важным инструментом регулирования рынка труда, способствующим адаптации человека к тем перспективам выбора профессии, которые для него реально открыты через профессиональное обучение. Популярными сферами деятельности в глазах молодежи остаются: медицина, образование, туризм, торговля, экономическая деятельность, управление. Стабилен интерес к таким видам деятельности, как промышленность, транспорт и связь. Низким остается интерес к сельскому хозяйству, бытовому обслуживанию и ЖКХ, значительно снизился интерес к строительству.
В сознании молодежи сохраняются установки на довольно узкий круг профессий, якобы престижных и хорошо оплачиваемых. Следует отметить, что в выборе профессии, значимым фактором является соответствие профессии интересам и склонностям, наличие подходящих условий труда, обеспечение достойного уровня жизни, возможность карьерного и профессионального роста.
В России как минимум половина выпускников вузов работают не по той специальности, которая значится у них в дипломе. О содержании профессий подростки знают очень мало и зачастую не имеют ни малейшего понятия о том, чем занимаются люди той или иной профессии. Никто не объясняет, чем занимается астрофизик, молекулярный биолог или аудитор. Возможно, этого не знают и учителя. Специального курса по ознакомлению с профессиями не существует, поэтому этот пробел должны восполнить родители. Задача родителей не столько в том, чтобы указать пальцем на конкретный факультет, а в том чтобы научить детей выбирать самостоятельно.
Родители должны активно поощрять интерес ребенка к различным кружкам и секциям, дать ему возможность попробовать себя в разных видах деятельности, тогда ребенок начнет понимать, чем бы он хотел заниматься в жизни. Снизить риски профессионального самоопределения можно только посредством целенаправленной, системной профконсультационной работы с учащимися и повышением роли службы занятости в осуществлении превентивного формирования предложения рабочей силы для рынка труда.
Екатерина СЕРДИТОВА,
профконсультант ГКУ РК «ЦЗН Прилузского района».
- Местный доктор Айболит
- Несоблюдение правил обернётся трагедией
- Сдали "экзамен" на готовность
- Подворный убой скота – "бомба замедленного действия", или Вопросы, возникающие у аграриев района с введением Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции"
- Загс - это не только свадьбы...
- Диспансеризация — только на пользу
- ПЛЮСЫ и МИНУСЫ модернизации образования
- Новые правила диктует время
- Все интервью