Версия для слабовидящих
Знамя Труда - Газета муниципального района «Прилузский»
28 окт 2018 г. Газета муниципального района «Прилузский» Издается с февраля 1931 года
Главная Общество Главное – оказать психологическую поддержку
фев19

Главное – оказать психологическую поддержку

Сегодня гость нашей редакции Ольга Алексеевна Терентьева, педагог-психолог отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями ГБУ РК «Центр социальной защиты населения». Многие из детей с инвалидностью с самого рождения имеют эмоциональные нарушения, связанные с переживанием страха, тревоги, физической боли, что негативно сказывается на их поведении.Ф При работе с такими детьми роль педагога-психолога несомненно важна. 

– Ольга Алексеевна, на что, в первую очередь, направлена работа отделения реабилитации?


– В отделении за основу технологии предоставления реабилитационных услуг взята модель комплексной реабилитации. Она подразумевает воздействие на ребёнка с инвалидностью по следующим направлениям: социальная, социально-медицинская, социально-психологическая, социально-педагогическая, социокультурная реабилитация и реабилитация средствами физической культуры.


Для того чтобы вернуть ребенку активность, уверенность в себе и желание бороться с заболеванием, в нашем отделении созданы комфортабельные условия. Дети получают различные виды реабилитационной помощи, а их родители – консультации по социальным, психологическим, медицинским и педагогическим вопросам. На сегодняшний день состоят на учёте в отделении 70 детей с инвалидностью, которые воспитываются в 70 прилузских семьях.


– На что конкретно направлена работа педагога-психолога?


– Конечно, в первую очередь, на оказание психологической поддержки детям с инвалидностью и их родителям, а также детям и взрослым, попавшим в экстремальную жизненную ситуацию. Я оказываю психологическое консультирование детям, подросткам и взрослым по вопросам особенностей личностного развития, воспитания, социальной адаптации, изучаю ребёнка, особенности его поведения и развития, то есть провожу психодиагностику. Одно из основных направлений моей работы – это психокоррекция – составление индивидуальных программ с целью оказания помощи в полноценном развитии детей, психолого-педагогического воздействия, направленного на устранение отклонений в психическом и личностном развитии.


– Ольга Алексеевна, какие методики используете чаще всего при работе с детьми с инвалидностью?


– Социальная активность ребёнка с инвалидностью может достаточно полно выражаться в творческой деятельности. Творчество - благодатная почва для самореализации, самостоятельности, активности, уверенности в собственных силах, адекватной самооценки ребёнка. Использование искусства как реабилитационного метода наиболее доступно для педагога-психолога, поскольку специальных медицинских знаний при этом не требуется. Поэтому я и решила использовать арттерапию. Она представляет максимальные возможности выражения самопознания и развития детского творчества.
В ходе занятий арттерапии дети работают с гуашью, мукой, водой, бумагой, солью и карандашами. При помощи красок они наносят мазки и линии различного характера, смешивают краски, размазывают их на бумаге. Воду переливают в различные ёмкости, бумагу мнут, измельчают, разбрасывают. Тем самым мы снимаем эмоциональное напряжение и формируем адекватное поведение у ребёнка, развиваем его творческие способности и умения. Он начинает чувствовать себя спокойно, расслабляется, на первое место вместо негативизма выступает инициативность.


Следующая методика – это пескотерапия, которая является одной из разновидностей игротерапии. Ведь песок – уникальный природный материал, и дети с удовольствием с ним играют. Такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. При этом развиваются интеллектуальные способности детей и снижается их нервно-психическое напряжение.


Фототерапия – методика, в ходе которой используются готовые фотоснимки или создаются новые. Здесь тоже развивается память, мышление, моторика детей. Другая методика, также нами используемая, видеотренинг – воздействует на личность, потому как фильм является посредником между обществом и человеком. Подробное обсуждение фильма позволяет осуществлять косвенную коррекцию участников тренинга.


– Ольга Алексеевна, над какой программой Вы работаете в отделении?


– Одна из главенствующих программ – «Связующая нить». Цель её – детско-родительская терапия, корректировка и укрепление отношений между родителями и ребёнком. Работа с семьёй – это важная составная часть психологической помощи детям-инвалидам. Работа строится таким образом, чтобы собрать и изучить информацию о семьях с «особыми» детьми, изучить личность ребёнка с инвалидностью, а затем планируются реабилитационные мероприятия. В рамках программы работает клуб «Отзовись сердцем», который реализует свою деятельность на территории всего района благодаря выездным мероприятиям. В работе клуба принимают участие и родители, и дети: родители наблюдают за своим ребёнком, а ребёнок чувствует их поддержку.


– Тесно ли Вы работаете с образовательными учреждениями района?


– Я очень часто выезжаю в школы, беседую с детьми, в том числе и о детях-инвалидах. Недавно среди старших классов было проведёно анкетирование по вопросам отношения к инвалидам. Как показали результаты, большинство школьников связывают инвалидность с умственно-отсталыми людьми и колясочниками. Поэтому мы запланировали в этом году провести «Уроки доброты», в ходе которых будем вести беседы с учащимися школ о людях с инвалидностью, об отношении к ним, будем давать советы, как общаться с такими людьми. В конце года будет проведён опрос, который, надеемся, будет иметь лучшие результаты, и учащиеся поймут, что и человек с инвалидностью достоин уважительного отношения к себе.


– Спасибо, Ольга Алексеевна, за беседу.


Подготовила Ксения БАДАНИНА.
 

комментарии (0)