Версия для слабовидящих
Знамя Труда - Газета муниципального района «Прилузский»
9 окт 2019 г. Газета муниципального района «Прилузский» Издается с февраля 1931 года
Главная Образование Чёрнышская модель образования
сен14

Чёрнышская модель образования

В нашем выпуске мы уже рассказывали о распространении в рес-публике экологической образовательной программы, разработанной в рамках проекта «Модельный лес «Прилузье». Но время не стоит на месте. Продолжает своё дело и автор – учительница Чёрнышской средней школы Т.А.Косолапова (на снимке). Мы попросили рассказать Татьяну Андреевну, что положило начало такой творческой деятельности и что имеется сегодня.

– Первая образовательная программа под названием «Лесная экология» появилась в 2001 году. Она носит профориентационный характер и предназначена для десятиклассников. С неё всё и началось, наверное. Но всё же следует рассказать о предыстории.


При разработке проекта «Модельный лес «Прилузье» его инициаторы: тогда – отделение Всемирного фонда дикой природы в г.Сыктывкар, а ныне – Коми региональный некоммерческий фонд «Серебряная тайга» – с самого начала отдельным направлением деятельности выделили экологическое образование, а педагогов – как ту категорию жителей местности, где разрабатывается проект, которой следует уделять особое внимание. Такое решение стало для нас счастливым билетом.


С тем, что у нас, скажем так, хромало экологическое образование детей, мне довелось столкнуться в школе уже в первые годы работы. Одним из узких мест было то, что образовательные программы мало уделяли внимания изучению местной флоры и фауны. Допустим, элементарное задание: определить то или иное дерево по его отдельным веткам. Далеко не все школьники могли дать правильный ответ. И это не единичный пример. С другой стороны, даже мы, взрослые, на тот момент мало что знали о функциональных задачах лесной службы. Так и родилась идея разработать курс, чтобы в нём говорилось и о нашем лесе, и о профессии лесника.


Модельный лес «Прилузье» в этом плане оказал огромную помощь. Тогдашний руководитель фонда Пшемыслав Маевски не раз говорил, что проект создаётся для того, чтобы дать каждому желающему не рыбку, которой хватит лишь на один день, а удочку, чтобы можно ловить рыбку и сегодня, и завтра, и потом. Так вот, благодаря проекту и фонду мы, педагоги, не просто получили эту удочку, но и сами научились делать её.


Для нас было проведено множество различных семинаров, тренингов, конференций. И учителя, и школьники получили возможность выезжать на мероприятия экологической направленности за пределы района и республики. Мы ездили в Печоро-Илычский заповедник, на Валдай. Второе, что тогда было очень важно. Благодаря проекту появилась возможность обновить дидактический материал, издавать брошюры. Затем, практически при каждой школе были созданы экологические тропы. На базе Чёрнышской средней и Калининской основной школ три года действовал республиканский экологический лагерь для обучающихся. Проводились трёхдневные семинары для ребят и учителей. Всего, что было сделано, и не перечислить.


Естественно, такие усилия со стороны разработчиков проекта «Модельный лес «Прилузье» не прошли даром. Причём, часть наших активистов начала распространять полученные экологические знания – вольно или невольно – через общественные организации и детские формирования, учреждения культуры. Так, объячевский педагог Н.В.Кузнецова руководит школьным лесничеством. Действовал клуб «Шувгы, Парма!» под началом Н.Г.Рапирович. Активно сотрудничала с проектом Г.М.Попова из Калининской школы. Лоемский библиотекарь Е.И.Шехонина и в прошлом году ещё совместно с фондом «Серебряная тайга» организовывала детский экологический лагерь.


Что же касается образовательных программ, то после «Лесной экологии» в 2004 году появилась авторская образовательная программа «Экология села», рассчитанная для пятиклассников и созданная непосредственно в рамках проекта «Модельный лес «Прилузье». Он, можно сказать, с самого начала сопровождал её. Программа была издана на бумажном и электронном носителях. На сегодня, к сожалению, не осталось уже ни одной брошюры, хотя спрос на неё имеется. С данной программой ознакомлены учителя-экологи не только Прилузья, но и республики. Она используется в Лойме, Гурьевке, а также в ряде школ Печорского, Удорского, Койгородского, Сысольского, Троицко-Печорского районов. Это то, что мне известно.


В 2012 году «заработали» ещё одна авторская программа – «Экология Республики Коми» для 6-ых классов и элективный курс для девятиклассников «Будущий лесовод». В принципе, мы стремимся к созданию модели непрерывного экологического образования: с детского сада до окончания школы. Начало тому уже положено. В детском саду Чёрныша занятия с дошколятами ведёт Нина Ивановна Алымова, в начальном звене школы – Ольга Валерьяновна Сердитова, у меня – в среднем звене. Для старшеклассников пока имеются образовательные курсы, о которых уже было сказано. Значит, нам ещё есть над чем работать. 

комментарии (0)