Версия для слабовидящих
Знамя Труда - Газета муниципального района «Прилузский»
16 сен 2019 г. Газета муниципального района «Прилузский» Издается с февраля 1931 года
Главная Общество Дети должны учиться вместе!
сен26

Дети должны учиться вместе!

Проблема образования детей-инвалидов существовала в России давно. Однако лишь в последние годы был поставлен вопрос о совместном обучении таких детей и детей без инвалидности. Таким образом в российских школах стали внедрять инклюзивное образование. Что это за образование и какая работа в данном направлении проводится в Прилузском районе - тема разговора нашего корреспондента с заведующим отделением реабилитации для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями А.В.Садыртиновой.

- Анна Вячеславовна, расскажите нашим читателям, в чём суть инклюзивного образования?


- Хочется отметить, что стереотипы о недопустимости совместного обучения здоровых детей и детей с инвалидностью распространены не только среди преподавателей наших школ, но и среди родителей, не желающих, чтобы их кровиночки обучались с инвалидами. Лишь благодаря участию активистов, а также некоторых общественных организаций, занимающихся проблемами детей с инвалидностью, появилась возможность создания в нашей стране инклюзивных школ, где на равных условиях обучаются обе категории детей.


Первые инклюзивные образовательные учреждения в России появились в Москве в 1991 году. В 2008-2009 годах модель такого образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Российской Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.


Несомненно, каждый человек имеет право на образование, в том числе и человек с инвалидностью. Инклюзивное образование основано на том, что все дети, несмотря на их физические, интеллектуальные и иные особенности, включаются в общую систему образования и обучаются совместно со сверстниками в одном классе, а не в специально выделенной группе или классе при общеобразовательной школе.


- А какова же главная цель такого образования?


- Цель инклюзивного образования - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. Она подразумевает и техническое оснащение образовательных учреждений, и разработку специальных учебных курсов для педагогов и других учащихся, направленных на развитие взаимодействия педагогов и учеников с инвалидами.


- Какая работа в данном направлении проводится в Республике Коми?


- В нашем регионе ведётся целенаправленная работа по исполнению законодательства по социальной защите детей с особыми образовательными потребностями и обеспечению их прав на получение образования. Но, к сожалению, на сегодняшний день отсутствует универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с инвалидностью и детей, не имеющих нарушений в развитии. У нас в республике не созданы условия для беспрепятственного доступа детей-инвалидов с заболеваниями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательные учреждения. В целях решения указанной проблемы требуется реконструкция входов в здания общеобразовательных учреждений, строительство пандусов с ограждениями, установка поручней, специальных лифтов.


Радует то, что в настоящее время школы получают бюджетное финансирование на детей с особыми потребностями для создания безбарьерной среды и внедрения инклюзивного образования. Впервые в этом году выделена республиканская субсидия на реализацию программы «Доступная среда» для образовательных учреждений республики, в том числе и Прилузского района. Так, субсидия в размере 1415370 рублей будет направлена на создание безбарьерной среды и приобретение компьютерной техники в МОУ «Гурьевская СОШ».


- Анна Вячеславовна, оказывают ли специалисты вашего отделения поддержку детям-инвалидам, обучающимся в обычных школах?


- Могу с уверенностью сказать, что в данном направлении мы работаем усиленно. В школах нашего района обучается около 30 детей с инвалидностью. Таким ребятам порой тяжело учиться или найти контакт со сверстниками. Поэтому наша задача — помочь и поддержать их.


В текущем году мы начали практиковать в школах «уроки доброты», цель которых - рассказать школьникам о людях с инвалидностью, об особенностях их жизни, о их правах и способностях, тем самым сформировать у детей толерантное отношение к таким людям. Пробные «уроки доброты» были даны психологом отделения реабилитации для детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями О.А.Терентьевой в седьмых классах нескольких школ. Надо сказать, что они имели положительный результат. В этом же году специалист по социальной работе отделения А.А.Нуридинова приняла участие в семинаре «Право быть равным: Уроки понимания инвалидности» по методике интерактивных занятий («Уроков доброты») с учащимися средних школ». Организатором его выступил Региональный центр развития социальных технологий.


В ходе семинара участники изучали методику проведения «уроков доброты». Для них прошли теоретические и практические занятия с элементами тренинга. Своим опытом работы по проведению уроков понимания инвалидности в общеобразовательных школах с ними поделились и столичные педагоги. При этом занятия проходили не только на базе центра, но и в Специальной библиотеке для слепых имени Луи Брайля. По окончании семинара Анастасия Анатольевна получила соответствующий сертификат.


- Какую работу планируете проводить в наступившем учебном году?


- В новом учебном году Анастасия Анатольевна уже будет проводить цикл интерактивных занятий по урокам понимания инвалидности, то есть «уроки доброты», для учащихся третьих-четвёртых классов Калининской основной общеобразовательной школы. В ходе занятий будут использованы интерактивные методы обучения: наглядный материал, ролевые игры, опросы, конкурсы, просмотры фильмов и так далее.


Будем тесно сотрудничать и с другими школами, также подобные занятия будут проводиться и для воспитанников группы дневного пребывания на базе отделения социальной помощи семье и детям.


Мы надеемся, что благодаря таким урокам изменится внутренний мир школьников и людей с инвалидностью, и они станут ближе, ведь все дети должны учиться вместе!


- Спасибо, Анна Вячеславовна, за интересную беседу.


Подготовила Ксения БАДАНИНА.


 

комментарии (0)